Информационно-справочная служба водоканала
Хотите высказать свое мнение о работе водоканала или задать вопрос специалисту - звоните круглосуточно
8 (4842) 211-112     8 (800) 200-03-11
18.05.2017

Дядя, стреляй, вон немец бежит!


- Эта фотография сделана в 1940 году во дворе родительского дома. На ней запечатлены: слева - я, девяти лет, справа - брат Володя, тринадцати лет, сестра Шура, пятнадцати лет и маленький двухлетний Витя. - о своей жизни в военные и послевоенные годы рассказывает Дмитрий Кузьмич Мартынов – ветеран труда.

Он имеет множество наград, в том числе  государственную награду за трудовую доблесть Президиума Верховного Совета СССР.  Длинный трудовой путь  ветерана связан и с Водоканалом, где на протяжении 10 лет, в период с 1980 по 1990 годы, Дмитрий Кузьмич возглавлял профсоюзную организацию. В то время все, кто работали на предприятии, были членами профсоюза.





   Сотрудники Водоканала пришли поздравить ветерана с праздником Победы и побеседовать о прожитых моментах. Воспоминания настолько живы в памяти, что описывая картины из военного детства, Дмитрий Кузьмич смахивает слезу. Боль утраты до сих пор в его душе. Особенно тяжело он вспоминает, как провожали отца на войну.

   -  Помню, как папа уходил на фронт. На санях поехали с ним в Перемышль в военкомат, оттуда на Тулу его отправили, затем  в Москву и далее на Калининский фронт. Когда папа ехал на войну, написал маме письмо: «Нюша, еду на фронт, буду жив – сообщу». Мы его больше никогда не видели. Мой отец Кузьма Петрович Мартынов, 1897 года рождения, погиб  в 1942 году на Калининском фронте, ему было 45 лет.
   Мой тесть Семен Адамович погиб на фронте под Сталинградом в 1942 году в возрасте 30 лет. Я считаю, что у меня два отца погибших.


Кузьма Петрович Мартынов 

   В то время мы жили в селе Корекозево Перемышльского района. Наша семья большая -  шесть детей -  четверо сыновей и две дочери родители народили. Старшему брату исполнилось  девятнадцать  лет и его тоже отправили на фронт. А мы, пять человек остались на плечах мамы Анны Ивановны. Брат прошел всю войну от Москвы до Берлина и вернулся живым.


Анна Ивановна Мартынова со таршими сыновьями

   Вспоминаю, в деревню приехали немцы на двух подводах, человек  одиннадцать. А ночью со стороны Тулы пришли наши разведчики в белых халатах. Председатель колхоза жил с нами по соседству. Разведчики стали расспрашивать его, где немцы расположились. Председатель все рассказал и показал. Фашисты размещались  в двух домах на противоположных сторонах одной улицы.  Когда утром в деревню вошли наши военные, немцы пытались сбежать через речку. Видимо изучили карты местности и имели план отступления. Они собрались в один дом, через черный выход которого по заднему двору вышли к Оке, побежали по полю в направлении деревни Желохово. Тут как раз наши солдаты начали стрельбу. А мы, ребята заинтересовались, пришли на звуки выстрелов. Видим, немцы бегут по заснеженному полю, и кричим: «Дядя, стреляй, вон немец бежит!!!»  Хорошо помню, наших погибло восемь-девять военных. Немцы все были убиты.

   После войны тоже было сложное время. Все трудились. Меня мама не хотела отпускать учиться,  я некоторое время работал в колхозе. Вспоминаю такой факт. Дали мне большого быка древесину возить. Тогда мне было 16 лет. На нем я ехал в лес, грузил большое шестиметровое бревно и на завод. Бык этот еле идет. Приехал только к вечеру домой, проголодался, говорю:
     -Мам, дай что-нибудь поесть.
   - Митя, ничего нет,….даже картошки.
 О хлебе тогда и речи не было. Тяжелое время.

   Позже брат настоял, что надо учиться. Мама не хотела отпускать, ведь помощников нету, просила остаться в колхозе. Но все же маму уговорили, и я поступил в Закарпатский лесотехнический техникум.  Со второго курса меня призвали в армию, никакой отсрочки тогда не давали. Я прослужил три с половиной года в Белоруссии. Окончил школу сержантского состава. И меня перевели в штаб бригады, служил старшим писарем артвооружения. После армейской службы продолжил учебу и закончил техникум.  Вернувшись в  Калугу, устроился работать на лесоторговую базу, где и встретил свою супругу.

   Жена Дмитрия Кузьмича умерла семь лет назад. Ветеран сейчас живет один, ему помогает сын, навещает любимая внучка - студентка КГУ, которой он очень гордится.


 

ГлавнаяНовости → Дядя, стреляй, вон немец бежит!